Собеседование с кризисной личностью

Структура

Все собеседование можно условно разбить на четыре этапа: введение, ориентация в проблеме клиента, воздействие, выработка плана совместных действий.

Первоначальное собеседование должно подчиняться определенной идее. Социальному работнику важно поставить перед собой вопросы:

· Что я хочу получить в результате собеседования?

· Как этого добиться?

· Что нужно уметь для этого?

Важно развить умение отделять информацию о том, что клиент говорит, от того, чего он хочет.

Практика обучения показывает, что многие фиксируют свое внимание на том, что клиент говорит (на содержании). Это важно, но необходимо также научиться контролировать процесс собеседования. Существует общая схема собеседования.

Люди излагают свои проблемы по-разному. Одни говорят о фактах, другие – о чувствах, третьи – о своих желаниях, суждениях, мнениях. Известна притча о том, как один прохожий спросил у работников, выполняющих одинаковую работу: “Что вы делаете?”. Один ответил: “тачку везу”, другой, - “кирпичи везу”, а третий, - “храм строю”.

Профессионализм социального работника состоит в умении увидеть за совокупностью фактов, чувств и мнений проблему клиента, сформулировать ее и предложить пути решения. Разбивая собеседование на этапы, работник существенно облегчает свою задачу. Собеседование, построенное на определенной методике, позволяет чего-то не упустить, не забыть.

1. Введение к собеседованию.

Этап введения занимает несколько минут (1-2). Хорошо построенное введение помогает установить контакт, найти общие интересы, создать общую обстановку, прояснить задачи и последовательность действий.

Многие клиенты в первые минуты разговора чувствуют себя неуверенно. В это время на клиента воздействуют много сигналов, которые обрабатываются мозгом и обусловливают его настороженность. Психологи называют эту реакцию ориентировочной. У некоторых людей ориентировочная реакция повышена, т.е. им нужно время, чтобы осмотреться, придти в себя, почувствовать отношение собеседника. На человека оказывают воздействие обстановка, мебель, цвет стен, вид за окном, внешность и выражение лица социального работника, темп его речи. Надо дать вошедшему некоторое время для адаптации.

Для успешного проведения этого этапа следует придерживаться т. н. “Вы - метода”. Суть его состоит в том, что на первый план выдвигаются интересы клиента, его задачи и проблемы. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны сотрудника.



Выдержав паузу социальный работник должен представиться, соблюдая схему “я-мы-Вы”. Имеется в виду, что в обращении к клиенту должны фигурировать имя и должность сотрудника, упоминание о самом клиенте и о необходимости совместных действий и усилий.

Это может выглядеть примерно так: “Меня зовут…, Я готова помочь, выслушать…Ваши проблемы…, Ваши интересы…, Ваши желания…, Вы можете задавать мне вопросы… Вместе с Вами мы наметим возможные варианты решения Вашей проблемы…, наши взаимные обязательства…”. Важно создать атмосферу дружелюбия, доверия, расположить клиента к искренности. В бихевиоризме есть выражение “поведение рождает поведение”. Это означает, что поведение клиента отчасти обусловлено поведением сотрудников службы занятости, а также степенью совпадения ожидаемого и реально увиденного.

2. Ориентирование в проблеме. Диагноз.

Трудности, встречающиеся на этом этапе:

- клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть плохая речь, невнятная дикция, он не может правильно сформулировать причины, которые привели его на прием.

- клиент не знает, что нужно для успешного выхода из кризисного состояния.

- клиент неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний.

- клиент считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника.

- клиент не верит в собственные силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.

Чтобы понять состояние клиента, необходимо получить от него конкретную информацию. Условно ее можно разделить на 3 блока: обстоятельства, состояние здоровья, цели и планы.

Следует помнить также, что в формальном собеседовании действует правило: не спросили – не ответил.

Следование данной методике позволяет получит наиболее полную информацию о клиенте, не упустить важных деталей.



3. Воздействие на клиента.

Перед социальным работником стоят 2 основные задачи, которые должны быть решены на этапе воздействия.

Первая – разработать стратегию выхода из кризисной ситуации. Для решения этой задачи необходимо выяснить у клиента на этапе ориентирования его увлечения, интересы, склонности, мотивацию.

Вторая - разработать психотехническое обеспечение этой стратегии.

Если проблемная ситуация по своей интенсивности не позволяет ее разрешить в обычных условиях, то нужно организовать встраивание клиента в тренинговую или психокоррекционную группу. Задача социального работника состоит в том, чтобы воздействовать на него и изменить его приоритеты, применительно к объективной ситуации. Эта задача достаточно сложна.

Решить эти задачи можно при помощи воздействия на мотивацию клиента.

После этапа воздействия переходят к выработке совместных действий.

Это заключительный этап собеседования. Каждый из участников беседы должен сформулировать для себя и для другого, что он должен сделать и к какому сроку. Социальный работник должен изложить требования к клиенту, обеспечить возможность проверки того, что он делает, реалистичность предлагаемых клиенту мер, их доступность для клиента.


sobstvennoruchnaya-zapiska-ekaterini-ii.html
sobstvennost-i-otnoshenie-k-nej.html
    PR.RU™