Соблюдение кредитными организациями банковской тайны

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона


о банках и банковской деятельно- сти кредитная организация гаран-


Понятие

банковской тайны


тирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиен- тов и корреспондентов.

Данные сведения и составляют содержание понятия бан- ковской тайны.

Соответственно под перечень сведений, составляющих банковскую тайну, попадает вся информация, получаемая кредитной организацией в связи с банковским обслужива- нием конкретного клиента (банка-корреспондента), в том числе о заключенных с ним договорах, совершенных опе- рациях, его задолженности перед кредитной организацией, контрагентах, с которыми он проводил расчеты.

В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ кредитная органи- зация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте, т.е. пере- чень сведений более узкий. Однако данная статья содержит перечень сведений, составляющих банковскую тайну, толь- ко применительно к расчетным операциям со средствами, находящимися на счетах и во вкладах.

Институт банковской тайны имеет более широкое зна- чение. Обязанности, связанные с обеспечением соблюдения банковской тайны и порядка использования составляющих ее сведений, являются одним из элементов правосубъектно- сти кредитных организаций.

Суть института банковской тайны составляют юриди-

ческие права и обязанности по предоставлению кредитной

организацией сведений другим лицам, помимо клиента.


Выполнение кредитной организацией организационно- технических мер по оснащению помещений и обеспече- нию порядка функционирования подразделений относит- ся к иного вида обязанностям.

При этом в ч. 1 ст. 26 Закона о банках и банковской де- ятельности в качестве сведений, о которых служащие кре- дитной организации обязаны хранить тайну, еще указаны иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Однако это не относится к банковской тайне. Данная статья смешивает нескольку видов конфиденциальной информации.

Во-первых, сущность института банковской тайны сво- дится к установлению исключений из обязанности кредит- ной организации сохранять в тайне все полученные ею све- дения о клиентах. Расширить этот перечень невозможно.

Во-вторых, изменять перечень сведений, составляю- щих банковскую тайну, кредитная организация не впра- ве, поскольку это в любом случае будет нарушать либо пра- вомочия государственных органов, либо права и интересы клиентов кредитной организации, а, следовательно, проти- воречить закону.



В связи с этим указание об иных сведениях касается толь- ко служащих кредитной организации и соответственно отно- сится к иному виду конфиденциальных сведений. В отношении сведений, носителями которых являются работники кредит- ной организации, действует режим служебной тайны. К это- му виду информации относятся не только сведения о конкрет- ных клиентах кредитной организации, но и ряд обобщающих сведений, не являющихся персонифицированными.

Включение этого вида сведений в ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности обусловлено распространением на этих лиц ответственности за разглашение банковской тай- ны, т.е. сведений, полученных в связи с деятельностью кре- дитных организаций. То же самое касается Банка России при выполнении им надзорных функций, государственной кор-

порации «Агентство по страхованию вкладов», аудиторских и иных организаций, Федеральной службы по финансовому мониторингу, должностных лиц и работников этих организа-


ций, банковских платежных агентов, а также других органи- заций и их должностных лиц, на которых данной статьей воз- ложена обязанность сохранять в тайне указанные выше сведения. Такой подход подтверждается и ст. 26 Федерального закона «О национальной платежной системе».


Сведения, составляющие бан-

ковскую тайну, могут быть предо-

ставлены кредитными организа-

циями самим клиентам либо их

представителям.


Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну


Государственным органам и их должностным лицам та- кие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным за- коном (п. 2 ст. 857 ГК РФ).

Основной перечень таких случаев содержится в ст. 26

Закона о банках и банковской деятельности1.

Причем данный перечень не является исчерпыва-



ющим2.

Например, на основании ст. 25 Закона о защите конку-

ренции антимонопольные органы вправе запрашивать в кре-

дитных организациях информацию, составляющую охраня-

емую законом тайну, в том числе банковскую3.

Не является нарушением режима банковской тайны пе-

редача необходимой информации новому кредитору при

заключении кредитными организациями соглашений об

уступке права требования, поскольку это предусмотрено за-

1 См., например: Перечень должностных лиц, наделенных полномо- чиями по направлению запросов в кредитные организации, налого- вые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие госу- дарственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия корруп- ции, утв. Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309.

2 Пункт 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» при- знан Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ (см. Постановление от 14.05.2003 № 8-П «По делу о проверке консти- туционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона “О судебных приставах” в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты- Мансийского автономного округа»).

3 См.: письмо Федеральной антимонопольной службы от 28.02.2007

№ АК/2487 «О предоставлении информации, составляющей банков-

скую тайну».


коном (п. 2 ст. 385 ГК РФ). Этот вопрос возникает, напри- мер, при уступке кредитной организацией прав кредитора по кредитному договору юридическому лицу, не являюще- муся кредитной организацией.

В бюро кредитных историй информация по операциям юридических и физических лиц предоставляется кредитными организациями только с согласия указанных лиц (ч. 14 ст. 26, ч. 6 ст. 30 Закона о банках и банковской деятельности).

Форма предоставления кредитной организацией све- дений, составляющих банковскую тайну, в зависимости от указаний в законе может быть в виде:

• ответа на запрос;

• предоставления без запроса при возникновении об- стоятельств, указанных в законе;

• предоставления документов при проведении их проверок.

За незаконное получение и разглашение сведений, со- ставляющих банковскую тайну, установлены: уголовная от- ветственность (ст. 183 УК РФ), административная ответ- ственность (ст. 13.14 КоАП РФ), а также гражданско-правовая ответственность в виде возмещения причиненных клиенту убытков (п. 3 ст. 857 ГК РФ).

В части предоставления сведе-


Предоставление

сведений, составляющих

банковскую тайну,

налоговым органам


ний, составляющих банковскую тайну, налоговым органам действу- ет следующий порядок.

Во-первых, в соответствии


с подп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ кредитные организации обя- заны предоставлять налоговым органам документы, под- тверждающие факт списания со счетов налогоплательщи- ков, плательщиков сборов или налоговых агентов, а также с корреспондентских счетов кредитных организаций сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет.

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 86 НК РФ, помимо сообщений об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, кре- дитные организации обязаны предоставлять налоговым ор- ганам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в бан- ке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам


(депозитам) организаций, индивидуальных предпринима- телей, а также по физическим лицам, не являющихся инди- видуальными предпринимателями, — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случа- ях, предусмотренных международными договорами РФ.

Следует обратить внимание, что в этом пункте речь идет о предоставлении уже не документов, а справок, т.е. опре- деленной информации.

В-третьих, на основании п. 5 ст. 76 НК РФ кредитная ор- ганизация обязана сообщить в налоговый орган в электрон- ном виде сведения об остатках денежных средств налогопла- тельщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денеж- ных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика- организации в банке.

Порядок и формы предоставления кредитными органи- зациями информации по запросам налоговых органов уста- навливается ФНС России.


Не следует смешивать понятия банковской тайны и коммерческой тайны. Они различаются как по со- держанию, так и по принципам, на которых строится правовое регу- лирование этих вопросов. В част-


Соотношение банковской тайны с иными видами

конфиденциальной информации


ности, сведения, составляющие банковскую тайну, — это сведения о клиентах кредитной организации, а сведения, со- ставляющие коммерческую тайну, — это сведения о самой кредитной организации. Состав сведений, на которые рас- пространяется режим банковской тайны, определяется за- коном, а к сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относиться любые сведения, за исключением тех, кото- рые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004

№ 98-ФЗ «О коммерческой тайне» или установлены иными федеральными законами.

Следует также учитывать, что составляющие банковскую тайну сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом приобретают статус налого- вой тайны, которая не подлежит разглашению, за исклю-


чением случаев, предусмотренных федеральным законом

(ст. 102 НК РФ). Такие случаи предусмотрены в п. 1 ст. 102

НК РФ, а также в ч. 9 ст. 69 Федерального закона «Об испол-

нительном производстве».

К режиму профессиональной тайны относятся сведе-

ния, полученные в кредитных организациях нотариусами,

которые они могут сообщать только исполнителю завеща-

ния и наследникам (п. 3 ст. 1171 ГК РФ).

Кроме того, на кредитные организации распространяют-

ся требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ

«О персональных данных»1. Данный вид информации выде-

ляется уже не по ее носителям как сведения, составляющие

банковскую тайну, а по субъекту данных и поэтому может

включать сведения, составляющие банковскую тайну.

Кредитные организации согласно Федерального закона

от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомер-

ному использованию инсайдерской информации и манипу-

лированию рынком и о внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации» относятся

к инсайдерам (п. 5 ст. 4) и соответственно обязаны соблю-

дать требования данного Закона2. Является инсайдером и

Банк России (п. 9 ст. 4)3.

1 См.: Методические рекомендации по выполнению законодатель- ных требований при обработке персональных данных в организациях банковской системы Российской Федерации, утвержденные Банком России, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков России (Ассоциация «Россия»).

2 См.: Перечень информации, относящейся к инсайдерской инфор- мации лиц, указанных в п. 1—4, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской ин- формации и манипулированию рынком и о внесении изменений в от- дельные законодательные акты Российской Федерации, а также поряд- ка и сроков раскрытия такой информации» и Положение о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1—4,

11 и 12 ст. 4 Федерального закона «О противодействии неправомер-

ному использованию инсайдерской информации и манипулированию

рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации» , утвержденные приказом ФСФР от 12.05.2011

№ 11-18 пз-н, Положение «О порядке проведения Федеральной службой

по финансовым рынкам совместно с Центральным банком Российской

Федерации проверок соблюдения требований законодательства о про-

тиводействии неправомерному использованию инсайдерской инфор-

мации и манипулированию рынком», утв. приказом ФСФР от 27.10.2011

№ 11-55/пз-н и ЦБ РФ № 374-П.

3 См. : Указание ЦБ РФ от 31.10.2011 № 2723-У «Об инсайдерской ин- формации Банка России».


Эта информация выделяется по критерию влияния на цену финансовых инструментов, иностранной валюты, товара и также может охватывать сведения, составляющие банковскую тайну.


social-demokraticheskaya-model.html
social-demokratiya-protiv-respublikanizma.html
    PR.RU™