Советская номенклатура в послевоенный период

Поддерживая баланс сил между отдельными группировками в среде высших управленцев, Сталин сохранял свой абсолютный приоритет в решении основных вопросов внутренней и внешней политики, а среди периферийных работников не давал возможности чиновникам уко­рениться на одном месте и создать сплоченную и до­статочно автономную региональную бюрократию. На март 1953 г. из 106 секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик 19 находились на своем посту до 1 года, 47 —до 3 лет и 20 - свыше 5 лет. Постоянными кадровыми пере­становками Сталин стремился укрепить свою единоличную власть.

В то же время Сталин инициировал продвижение новых молодых кадров на высокие посты в руководстве. Подобная тактика позволяла сдерживать амбиции наиболее авторитетных политиков из его прежнего окружения.

Репрессии против Г.К.Жукова и некоторых других военачальников отразили сложные противоречия между партийно-государственной властью и во­енными. Роль последних в жизни общества безмерно выросла за вре­мя Отечественной войны 1941-1945 гг. Победа в войне раскрепостила армию, усилила критический настрой по отношению к царившим в СССР порядкам. О подобных настроениях в войсках спецслужбы регулярно информировали руководство страны. Подвергая опале Жукова и других военачальников, Сталин давал по­нять, что военные заслуги в новой мирной жизни ничего не значат и армия не должна вмешиваться в политику.

Отражением сталинской политики «перетряхивания кадров» стали не только персональные изменения в составе ЦК партии и его органов, но и в министерской среде. За 1945-1953 гг. трижды менялись наркомы (министры) в НКГБ/МГБ СССР, в Минвнешторге СССР, в Минлегпроме СССР. Дополнительным средством контроля за советской номенкла­турой стали «суды чести», введенные в 1947 г. в министерствах СССР и центральных ведомствах.

Попыткой в принципе исключить самую возможность появления оппозиции стало «ленин­градское дело». Аналогичный характер имели «дело о Еврейском антифашист­ском комитете», «дело сотрудников МГБ», «дело врачей». За каж­дым из них явственно ощущалась борьба за власть в стране.

К концу сталинского периода и началу хрущевского правления (декабрь 1953 г.) по основ­ной номенклатуре ЦК КПСС числилось 13,3 тыс. человек. Еще около 10,3 тыс. человек входило в так называемую учетно-контрольную номенклатуру ЦК. Итак, речь идет о 24 тыс. человек, составляв­ших средний эшелон правящего слоя. Калька номенклатурных должностей накладывалась на все стороны жизни огромного госу­дарства — политическую, экономическую, культурную, военную.



Перечень номенклатурных должностей неоднократно пересматри­вался. Хотя назначение на должность по основной номенклатуре утверждалось ЦК КПСС, сама кандидатура являлась предметом торга, компромисса или «обмена» между различными ветвями вла­сти (партийным и госаппаратом, карательными ведомствами).

Правительство стремилось сократить численность администра­тивно-управленческого персонала в народном хозяйстве СССР. Совнарком специальными постановлени­ями запретил производить какие-либо реорганизации управленче­ского и хозяйственного аппарата, создавать новые организации и учреждения без разрешения Государственной штатной комиссии (ГШК). Этот орган при правительстве СССР провел большую работу по пересмотру штатов учреждений, организаций и предприятий, что поз­волило сократить численность управленческого и подсобного пер­сонала в 1947 г. на 778 тыс. человек, в 1948 г. - на 441 тыс. человек.

Если нижние этажи учрежденческого организма народного хо­зяйства страны можно было сравнительно легко очищать от из­лишка бюрократической массы, то в центральном аппарате минис­терств и ведомств дело обстояло по-иному. Во-первых, их руково­дящий состав сам входил в основную номенклатуру ЦК КПСС. Во-вторых, министерства имели собственную утвержденную номенклатуру должностей. В начале 1950 г. общая численность штатов центрального аппарата министерств и ведомств СССР со­ставляла 101,5 тыс. человек (без МВС, МВД и МГБ) против 87 тыс. человек в довоенный период, т.е. увеличилась на 17% за десять лет. Несмотря на рост образовательного уровня в стране, народным хозяйством по-прежнему управляли люди, не имевшие соответствующей профессиональной подготовки: из 18,4 тыс. экономистов и инже­неров, работавших в центральном аппарате к январю 1950 г., поло­вина не имела высшего образования. Такая ситуация складывалась, в том числе, вследствие постоянных чисток госаппарата, которые приводили к постепенному «осереднячиванию» правящей элиты.



В целом в 1945 – 1953 гг. сохранялась довоенная мо­дель экономического развития страны, основанная преимущест­венно на принуждении, ручном труде, непрофессионализме управленцев, число которых непрерывно росло. К началу 50-х гг. стало очевидным, что власть сделала ставку не на реформы, а на дальнейшее укрепление государственной машины, сохраняя репрессии в качестве главного средства воздействия на людей.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в государственном аппарате в связи с началом Великой Отечественной войны?

2. Дайте характеристику системе экономического управления военных лет.

3. В чем заключалась перестройка управления вооруженными силами?

4. Назовите основные направления государственного строительства в 1943 – 1945 гг.

5. Выявите общие черты и различия в системе государственного управления в условиях гражданской войны и Великой Отечественной войны.

6. Перечислите основные особенности советского политического режима и государственного управления в послевоенный период.


srednee-kolichestvo-belkov-143-g-zhirov-124-g-uglevodov-497-g.html
srednee-kvadraticheskoe-otklonenie-vzveshennoe.html
    PR.RU™