Стратегические цели социального развития

При формировании стратегических целей социального развития муниципального образования качество жизни должно развертываться в систему показателей в рамках основных направлений повышения качества жизни населения:

- охрана здоровья населения;

- обеспечение общественного порядка и законности;

- улучшение экологической ситуации;

- защита социально уязвимых групп населения;

- обеспечение жильем и жилищно-коммунальными услугами;

- благоустройство территории;

- бытовое обслуживание и торговля;

- сфера образования;

- культура и искусство;

- транспортное обслуживание и др.


Схема 5. Примерная структура стартового социально-экономического потенциала муниципального образования


Таблица 2. Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации

Факторы Влияние фактора на социально-экономическое развитие муниципального образования
Позитивное Негативное
1. Качество жизни населения
1.1. Здоровье. Продолжительность жизни населения
1.2. Уровень жизни населения
1.3. Образ жизни населения
2. Экологическая ситуация
2.1. Атмосферный воздух
2.2. Водная среда
2.3. Электромагнитное загрязнение
2.4. Радиоактивное загрязнение
2.5. Шумовое загрязнение
3. Социально-экономический потенциал муниципального образования
3.1. Базовый ресурсный потенциал развития
3.2. Обеспечивающий потенциал развития
3.3. Потенциал готовности к социально-экономическим преобразованиям
4. Управление муниципальным образованием
Прочие

Таблица 3. Качественная оценка и ранжирование проблем развития муниципального образования

Перечень проблем Влияние на качество жизни населения Влияние на экологическую обстановку Влияние на экономическое развитие Значимость проблемы Оценка в балл.
Решающее Умеренное Незначительное Решающее Умеренное Незначительное Решающее Умеренное Незначительное Решающее Умеренное Незначительное
0 – 100 баллов 0 – 80 баллов 0 – 100 баллов 0 – 90 баллов
Социальные
Экологические
Экономические
Градостроительные
Научно-инновационные
Процие




Типовые стратегические условия установок социального развития муниципального образования могут быть сведены к следующим:

- нормализация и улучшение демографической ситуации, преодоление депопуляционных тенденций;

- реализация нового подхода к охране здоровья, переход от концепции «совершенствования медицинского обслуживания населения» к концепции «расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения»;

- переориентация социальной и социально-культурной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;

- активизация социальной политики, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни населения;

- обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала;

- интенсификация развития культурно-образовательного потенциала муниципального образования на основе использования духовных традиций и наиболее эффективных современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;

- формирование и развитие инновационно-творческого потенциала населения;

- развитие и совершенствование муниципальной социальной инфраструктуры;

- улучшение экологии и сохранение среды обитания.

Процедура формирования детализированных целей муниципального развития представлена на схеме 6.




Схема 6. Процедура формирования детализированных целей

социального развития

15. Формирование стратегического выбора муниципального образования

Формирование стратегического выбора муниципального образования осуществляется на принципах, названных и охарактеризованных нами выше (см. п. 8 настоящего пособия). При этом проводится факторный анализ функций, предполагаемых к включению в состав приоритетных (таблица 4).

Отобранный вариант стратегического выбора муниципального образования должен, в общем случае, удовлетворять следующим требованиям:

- обеспечивать реализацию муниципальных стандартов качества жизни населения;

- обеспечивать развитие экономики муниципального образования до уровня, позволяющего муниципальным властным структурам в полной мере реализовывать конституционное право на осуществление местного самоуправления;

- быть экономически эффективным, т.е. обеспечивать достижение стратегических целей с наименьшими затратами;

- минимизировать риски (социальные, экологические, политические, техногенные и т.п.), связанные с реализацией муниципальным образованием своего нового стратегического выбора.

Вариант (или варианты) стратегического выбора муниципального образования, подготовленные местной администрацией, целесообразно обсудить с представительным органом муниципального образования. Это позволит, в случае одобрения им наиболее рационального варианта стратегического выбора, начать работы по его практической реализации.

Первым этапом таких работ является формирование развернутой концепции перспективного социально-экономического развития муниципального образования, включающей в качестве основного структурообразующего элемента его стратегический выбор.


statistika-zabastovochnogo-dvizheniya.html
statistika-zhilishnih-uslovij-naseleniya.html
    PR.RU™